Дата : 17.12.2017
Просмотров : 44
Загрузок :
Нравится ли Вам материал ?
Да Нет

Скриншот

Бескрайние ледяные просторы, ледоколы, штормовой ветер и белые медведи. Вот, пожалуй, и весь перечень ассоциаций, возникающих при мысли об Арктике. Но меняющийся климат вносит свои коррективы в существование всей планеты. Не обошли эти перемены стороной и российскую часть арктического региона. По оценкам специалистов, в ближайшем будущем ситуация в этом «ледяном мире» может существенно измениться.

Главной транспортной артерией российской части Арктики является Северный морской путь (СМП). Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому и Берингову. СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую национальную транспортную систему в Арктике.

Использование Северного морского пути для транспортировки грузов иностранными судами возможно только при соответствующем сопровождении ледокольного флота России. Даже летом, на трудных участках (Таймырский и Лионский ледовые массивы) часто приходится прибегать к помощи атомных ледоколов. Но, несмотря на ледовые трудности, такой путь экономически выгоден, так как примерно в два раза сокращается расстояние и затраченное время между портами северной Европы и северной части Тихого океана по сравнению с окружным маршрутом через Суэцкий канал. От Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 280 км, а через Суэцкий канал — 23 200 км.

Какие негативные последствия ждут Россию в результате таяния арктических льдов
На фото: Мурманский морской порт

Глобальное потепление привело к существенному уменьшению площади ледовых шапок планеты. Зафиксированная учеными в августе 2012 года площадь сплошного ледового покрова в Арктике составила всего 54% от показателей периода 1981–2010 годов. Кроме того, значительно сократилась и толщина арктических льдов. Ледовая ситуация в российской части Арктики аналогична общей картине в регионе.

В 2011–2013 годах некоторые российские и западные специалисты полагали, что в акваториях СМП в ближайшие годы будет только однолетний лед, что позволит продлить навигацию до пяти месяцев (с конца июля по декабрь). Некоторые из них прогнозировали полное исчезновение «ледовой шапки» к 2020 году. Однако последующие наблюдения ученых РАН и исследователей из Европы показали, что в 2013 году площадь и толщина льда в Арктике снова увеличилась в 1,5 раза. Но все же, она вдвое меньше чем в 1980-х годах.

В связи с потеплением многие страны, заинтересованные в увеличении грузопотока через СМП из Восточной Азии в Европу, стали проявлять активность в этом регионе. При открытой воде не нужно будет сопровождение ледоколов, а увеличение периода навигации также несет немалую прибыль. Ведь даже сегодня затраты топливных ресурсов с использованием этого пути на 30% ниже, чем через Суэцкий канал, а при полном таянии льдов рентабельность только повысится. Но некоторые ученые предостерегают от поспешных выводов. Непредсказуемость арктического климата и резкая смена погодных условий очень часто приводят к тому, что «чистая вода» на трассе СМП буквально за пару дней покрывается плавающим льдом. Поэтому полностью обойтись без ледокольной проводки при использовании СМП пока невозможно.

Какие негативные последствия ждут Россию в результате таяния арктических льдов

Другим важным аспектом в международном использовании арктических пространств являются полезные ископаемые этого региона. В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств: России, Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции, Исландии, Канады и США (в районе Аляски). Если с территориями суши все понятно, то относительно континентального шельфа возникает ряд вопросов. И чем выше цена обнаруженного там месторождения, тем громче голоса претендующих на него стран.

Дело в том, что Арктика богата практически всеми видами природных ресурсов. А наблюдающееся повсеместное истощение запасов полезных ископаемых на суше вынуждает добывающие компании перемещаться в морские акватории. Это наиболее характерно для нефтегазовой отрасли. Уже сегодня в море добывают около 30% мировых углеводородов, и эти показатели, по мнению специалистов, будут расти. Поэтому разработка месторождений на арктическом шельфе выглядит все более рентабельной. Да и улучшающиеся условия жизни и работы людей в этом регионе внушают оптимизм.

В 2009 году журнал Science опубликовал информацию о природных богатствах Арктики. По мнению исследовательской группы, в Арктике находится около 83 млрд баррелей нефти (примерно 10 млрд т), что составляет 13% от мировых неразведанных запасов. А природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1 550 трлн кубометров. При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа — у берегов России. Также отмечается, что большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 м.

Какие негативные последствия ждут Россию в результате таяния арктических льдов

В связи с этим ряд стран арктического региона, а также страны Восточной Азии, не имеющие, казалось бы, никакого отношения к Арктике, проявляют все больший интерес к российскому шельфу. Ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день, к сожалению, не существует международно-правовых актов, регламентирующих использование этого региона. До конца не урегулированы не только вопросы добычи полезных ископаемых, но и судоходства в водах российской части Арктики. И в дальнейшем с улучшением доступности этого региона ситуация может сильно осложниться.

Комментарии

Всего комментариев: 0
avatar